г. Москва, ул. Неглинная, д. 14 Проложить маршрут
+7(977)598-73-83

Методы диалектической поведенческой терапии в работе с детьми и подростками. Техники тренинга навыков и их применение в КПТ

Когнитивно-поведенческая терапия за все время своего существования доказала высочайшую эффективность в помощи детям и подросткам. Однако некоторые состояния, особенно связанные с эмоциональной дисрегуляцией, требуют более специализированного подхода. Таким развитием и усовершенствованием классической КПТ стала диалектическая поведенческая терапия (ДПТ), первоначально созданная Маршей Линехан для работы с пограничным расстройством личности, но успешно адаптированная для помощи детям и подросткам. ДПТ органично сочетает в себе когнитивно-поведенческие техники с практиками осознанности и принятия, что делает ее незаменимым инструментом для подростков, переживающих эмоциональные бури, склонность к импульсивному поведению и трудности в межличностных отношениях.

Ключевой философской основой ДПТ является диалектика – идея о том, что противоположные точки зрения могут быть одновременно истинными и синтез между ними приводит к наиболее полному пониманию. В контексте терапии с подростком это выглядит как баланс между двумя фундаментальными посылами: «Я принимаю тебя таким, какой ты есть в данный момент» и «Ты можешь и должен меняться, чтобы строить жизнь, которую хочешь». Этот принцип позволяет терапевту избегать борьбы с сопротивлением подростка, признавая правомерность его чувств, и одновременно мотивируя его на развитие навыков для управления этими чувствами. Например, терапевт может сказать: «Я полностью понимаю, что твой гнев на родителей был в тот момент настолько сильным, что ты захотел причинить себе вред, и это был единственный известный тебе способ справиться с невыносимой болью. И при этом мы с тобой будем учиться другим, более эффективным способам проживать эту боль, чтобы ты мог чувствовать себя в безопасности».

Сердцем ДПТ и ее главным практическим воплощением является тренинг навыков. В отличие от классической КПТ, где навыки формируются в процессе индивидуальной работы, в ДПТ они структурированы в четких методах, которые прорабатываются либо в группе, либо индивидуально. Эти методы представляют собой систематизированный набор инструментов для управления своей внутренней жизнью и внешним взаимодействием.

Первый и фундаментальный метод – это навыки осознанности. Это краеугольный камень всей терапии. Подростков учат не бороться с мыслями и чувствами, не подавлять их, а наблюдать за ними, описывать их без оценки. Это то, что в ДПТ называется занять позицию беспристрастного наблюдателя. Практики включают в себя упражнения на сосредоточение на одном объекте (например, на дыхании), чтобы научиться возвращать внимание в текущий момент, когда оно уплывает в тревожные размышления о прошлом или будущем. Подросток учится описывать свои эмоции: «Я замечаю, что в моем теле возникает чувство гнева», вместо того чтобы отождествляться с ним: «Я – злой». Это критически важный навык, создающий небольшую, но жизненно необходимую паузу между возникновением эмоции и импульсивной реакцией на нее.

Второй метод – навыки терпимости к дистрессу. Эти техники предназначены для работы с кризисными ситуациями, когда эмоции зашкаливают и существует высокий риск деструктивного поведения (самоповреждения, суицидальные попытки, агрессия). Цель – не снизить интенсивность эмоций, а пережить кризис, не усугубляя его. Сюда входят техники отвлечения, такие как интенсивная физическая нагрузка или мысленное решение сложных арифметических задач, которые временно перегружают мозг и снижают накал страстей. Другой блок – это техники самоуспокоения через пять органов чувств (например, принять горячую ванну, послушать успокаивающую музыку, зажечь ароматическую свечу, чтобы заземлиться в моменте и переключить внимание с душевной боли на физические ощущения). И, наконец, стратегии улучшения момента, где подростка учат использовать метафоры, молитву или кратковременное расслабление, чтобы выдержать пик страдания.

Третий метод – навыки регуляции эмоций. Этот блок напрямую перекликается с классической КПТ, но с акцентом на эмоциональную валидацию. Подростков учат понимать и называть свои эмоции, распознавать их триггеры и функции. Далее следует работа с когнитивной переоценкой – классический метод КПТ по проверке и изменению мыслей, которые подпитывают болезненные эмоции. Например, мысль «Меня все ненавидят» проверяется на доказательства и альтернативные объяснения. Важной частью является также снижение уязвимости к эмоциональному разуму, что подразумевает заботу о базовых физиологических потребностях: регулярном сне, питании и физической активности, так как их дефицит снижает способность справляться со стрессом.

Также не стоит забывать про навыки межличностной эффективности. Это тренинг ассертивности, построенный на принципах КПТ. Подростки учатся эффективно просить о том, что им нужно, вежливо отказывать другим, сохраняя при этом самоуважение, и главное – поддерживать здоровые отношения. Им даются конкретные формулы для сложных разговоров (например, описать ситуацию, выразить свои чувства, выразить уверенность в просьбе, подкрепить позитивные последствия для собеседника и сохранить уважительный тон). Это позволяет им не скатываться ни в пассивную агрессию, ни в открытые конфликты, а четко и уверенно отстаивать свои границы.

Интеграция этих навыков в общий контекст КПТ делает терапевтический подход невероятно мощным. Классическая КПТ дает понимание связи мыслей, чувств и поведения, а ДПТ добавляет к этому арсенал конкретных, пошаговых действий для каждого звена этой цепи. Если КПТ отвечает на вопрос «Почему я так себя чувствую?», то ДПТ дает ответ на вопрос «Что мне конкретно делать с этим чувством прямо сейчас, когда оно меня переполняет?» В работе с подростками, для которых импульсивность и эмоциональная нестабильность являются нормой в силу продолжающегося нейробиологического развития, этот комбинированный подход оказывается наиболее бережным и эффективным. Он не просто устраняет симптомы, а учит человека выстраивать новые, более здоровые отношения с самим собой и окружающим миром, что является залогом психического благополучия на протяжении всей жизни.

Одной из клиник, где этот современный, комплексный и бережный подход реализован на практике, является Международный институт психосоматического здоровья (МИПЗ). Специалисты МИПЗ глубоко понимают специфику работы с детьми и подростками, находящимися в состоянии острого эмоционального кризиса. Параллельно с непосредственной помощью пациентам МИПЗ ведет активную образовательную деятельность, проводя обучение и супервизии для психологов и врачей, передавая им уникальный опыт и методики работы в рамках доказательного подхода.