АУТИЗМ И ДЕТСКАЯ ШИЗОФРЕНИЯ
Немного истории…
1893 год – немецкий психиатр Эмиль Крепелин выделяет шизофрению в качестве самостоятельного душевного расстройства
1905 год – итальянский психиатр Санте де Санктис описывает детский тип шизофрении в виде «странности характера», апатии, подавленного настроения, галлюцинаций и кататонии у ребенка
1908 год – швейцарский психиатр Эйген Блейлер впервые вводит термин «аутизм» как проявление шизофрении (хотя его описание аутизма мало похоже на сегодняшний взгляд на это расстройство)
1943 год – австрийский психиатр Лео Каннер описывает детский аутизм как самостоятельное заболевание
1980 год – аутизм введен в классификацию болезней DSM-III как отдельный клинический диагноз. До этого расстройства детского возраста, характеризующиеся нетипичным восприятием реальности и социальным дефицитом, относили к детской шизофрении.
Однако, наличие у ребенка симптоматики аутизма не исключает у него продуктивных проявлений шизофрении, таких как бред и галлюцинации (в основном слуховые).
Недавно, коллеги из Китая провели крупный анализ данных (2000000 участников исследования), который показал, что у людей с расстройствами аутистического спектра (РАС) в 3,55 раза больше шансов на возникновение симптомов шизофрении, чем в контрольной группе.
В настоящий момент аутизм является диагнозом детского возраста, а шизофрения преимущественно диагностируется в пубертатный период и старше. По данным исследований оба эти состояния имеют общие генетические факторы риска и схожие первые симптомы.
Очень часто как аутизм так и шизофрения имеют ряд разных сопутствующих психических расстройств, что осложняет диагностику этих состояний.
Например, вместе с аутизмом обычно встречаются:
- СДВГ
- тики
- нарушения координации
- умственная отсталость
- депрессия
- тревога
Шизофрении же часто сопутствует:
- паническое расстройство
- посттравматическое стрессовое расстройство
- навязчивости
- депрессия
- тревога
- токсикомания
Выделяют две основных группы проявлений детской шизофрении:
1. продуктивные (они же положительные, они же позитивные) симптомы.
К ним относятся:
- галлюцинации (в основном слуховые)
- бред (в большинстве случаев чувство грандиозности или контроля со стороны внешних сил)
У ребенка эти проявления можно заподозрить по его странному поведению — разговор с самим собой, бессвязная речь, предпочтение необычной одежды и внешности.
2. негативные (они же отрицательные, они же дефицитарные) проявления, которые включают в себя:
- плоские (притупленные) эмоции (снижение объема эмоционального взаимодействия при общении, уменьшение интенсивности зрительного контакта и включения коммуникативных жестов, сглаженность лицевой мимики)
- алогия (истощенная речь со сниженным количеством дополнительного спонтанного содержания)
- апатия (отсутствие энергии, влечения и интереса)
- ангедония (отсутствие социального и развлекательного интереса)
- невнимательность
Коллеги из США предложили использовать подобную классификацию симптомов и для проявлений аутизма. По их наблюдениям, описанные выше негативные симптомы схожи при шизофрении и расстройствах аутистического спектра (РАС) и выражаются в нарушениях в социально-эмоциональной взаимности и вовлеченности, что, по мнению ученых, говорит о их общих механизмах биологического развития.
Продуктивные же симптомы при этих двух нарушениях имеют более выраженные различия, например для РАС более характерны:
- эхолалии (автоматизированные повторения)
- необычные интонации голоса
- преувеличенные жесты и мимика
- повторяющееся поведение
- настойчивость в отношении отсутствия изменений
- жесткое требование рутинного поведения
- ограниченный круг интересов
- измененная сенсорная чувствительность
- повторяющиеся движения рук и тела
Именно поэтому ученые предлагают ориентироваться при диагностике этих двух состояний именно на продуктивные, они же положительные, они же позитивные симптомы.
Автор статьи