Top.Mail.Ru
Когнитивно - поведенческая терапия расстройств личности, как метод психотерапии
 Версия для слабовидящих
Москва,
ул. Неглинная,
д. 14/1а подъезд 7
Онлайн-консультация Записаться

Когнитивно - поведенческая терапия (КПТ) расстройств личности

Методы когнитивно-поведенческой терапии

Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) – эффективный метод терапии для лечения различных распространенных психологических проблем и психических расстройств. В частности, когнитивная психотерапия показывает свою результативность при работе с расстройствами личности.

Под расстройствами личности понимается группа психических расстройств, для которых характерны устойчивые паттерны поведения и внутреннего опыта, которые значительно отличаются от общепринятых ожиданий культуры индивида. Согласно МКБ-10 к расстройствам личности относятся: параноидное, шизоидное, шизотипическое, антисоциальное, пограничное, гистрионное, нарциссическое, избегающее и зависимое расстройства личности. Эти расстройства проявляются в различных сферах жизни, включая восприятие, мышление, эмоциональную реакцию и межличностные отношения. Они могут вызывать значительные затруднения в социальной, профессиональной и личной жизни.

Устойчивые проблемы, трудности коммуникации с другими людьми, нежелание обращаться за помощью и прилагать усилия для изменений делает людей с расстройствами личности трудными пациентами для психотерапевтической работы. Однако, поняв природу расстройства, его функционирование в повседневной жизни и применяя определенные техники, терапевт может добиться хороших результатов и значительных изменений во внутреннем и внешнем мире пациента. 

Когнитивная модель расстройств личности. Искаженные или дисфункциональные мысли могут приводить к негативным эмоциональным состояниям и неадаптивному поведению. Основой каждого из видов расстройств личности является преобладание определенных глубинных убеждений и соответствующих им стратегий, которые затрудняют взаимодействие с окружающими и функционирование в социуме. Например, при зависимом расстройстве основным убеждением является опасение остаться без помощи, и характерным поведением будет стремление к поиску помощи, привязанности с другими людьми. 

Этиология расстройств личности. В развитии расстройства личности играют роль как генетические факторы, так и факторы окружающей среды. Убеждения человека с расстройством личности формируются при «заострении» определенных врожденных личностных характеристик под влиянием полученного в детстве опыта. Например, если человек с сильной чувствительностью к отвержению часто попадал в ситуации, где от него отказывались или бросали, то его утверждения по типу «Я непривлекателен, не достоин любви» становятся более стабильными и тотальными

Для достижения результатов в работе с такими пациентами психологу нужно придерживаться определенных принципов при построении взаимоотношений между терапевтом и пациентом:

  • Сотрудничество: при хроническом расстройстве личности важно выстроить отношения, основанные на партнерстве и доверии. Только так пациент сможет открыться терапевту и пройти долгий путь к изменениям.
  • Направляемое открытие: важным умением психолога является создание у пациента интереса к поиску убеждений и их причин, что способствует более продуктивной психотерапии.
  • Использование реакций переноса: переживаемые в ходе психотерапевтических отношений эмоции пациента дают больше информации об убеждениях и их значении.

Когнитивно-поведенческая терапия людей с расстройствами личности. В КПТ существует ряд эффективных техник для работы с личностными расстройствами:

  1. Формулировка случая: психолог составляет с пациентом диаграмму, которая отражает взаимосвязь дисфункциональных убеждений с автоматическими мыслями и совершаемыми действиями в разных ситуациях. Такая диаграмма позволяет пациенту понять структуру своего расстройства и сосредоточиться на определенных переживаниях. 
  2. Идентификация когнитивных искажений: психолог помогает пациенту осознать и понять свои деструктивные мысли, правила и убеждения, которые способствуют возникновению проблем.
  3. Изменение когнитивных схем: психолог работает с пациентом над изменением дисфункцональных схем мышления на более адекватные и адаптивные. Изменения происходят за счет реконструирования или модификации негативных убеждений о себе и окружающих.
  4. Поведенческие эксперименты: для проверки новых мыслей и убеждений используются поведенческие эксперименты, которые помогают пациенту увидеть, что его глубоко укоренившиеся страхи и убеждения не всегда соответствуют реальности.
  5. Ролевые игры: психолог и пациент разыгрывают разнообразные ситуации межличностного взаимодействия для обучения навыкам эмпатии и коммуникации.

Развитие навыков саморегуляции: психолог обучает пациента различным методам управления своими эмоциями и поведением, что способствует улучшению социального функционирования.

Более полную и подробную информацию о специфике разных расстройств личности, их моделей и современные техники работы можно узнать на курсе от Международного Института Психосоматического Здоровья (МИПЗ)  «Психологическое консультирование в когнитивно-поведенческом подходе». Данный курс создан преподавателями с опытом работы в КПТ более 20 лет и предполагает не только изучение теории, но и отработку разных упражнений и техник, а также практику с реальными пациентами клиники. Присоединяйтесь! https://mipz.ru/kpt/