Top.Mail.Ru
Когнитивная концептуализация: глубинные и промежуточные убеждения в КПТ, копинг-стратегии
 Версия для слабовидящих
Москва,
ул. Неглинная,
д. 14/1а подъезд 7
Онлайн-консультация Записаться

Выявление глубинных и промежуточных убеждений, копинг-стратегий. Концептуализация

Согласно когнитивно-поведенческому (КПТ) подходу, восприятие мира формируется на основе глубинных и промежуточных убеждений. Убеждения проявляются в повседневной жизни в виде автоматических мыслей, влияющих на эмоции и поведение человека. Разберем подробнее, что представляют из себя глубинные убеждения, промежуточные убеждения и копинг-стратегии.

Глубинные (базовые) убеждения — это основные, фундаментальные представления о себе, других людях и мире в целом, которые основываются на полученном жизненном опыте. Такие убеждения влияют на внутренние правила, отношения. Глубинные убеждения могут быть как позитивными (например, “Мир безопасен”, “Меня любят таким, какой я есть”), так и негативными. Негативные убеждения условно разделяются на четыре категории:

  • безнадежность (например, “Я слабый, не могу за себя постоять”);
  • ненужность (например, “Я непривлекателен, никто меня не любит”);
  • бесполезность (например, “Я плохой, никчемный”);
  • убеждения о других людях (например, “Мир опасен, никому нельзя доверять”).

Существует несколько способов выявления глубинных убеждений (ГУ).

  1. Прямые высказывания клиента или прямой вопрос. Если клиент находится в подавленном состоянии, он может выразить свое ГУ в виде автоматической мысли, достаточно спросить его, о чем он подумал во время определенной ситуации, или задать вопрос про убеждение напрямую.
  2. Поиск общих тем в автоматических мыслях. Если в мыслях клиента есть общие идеи, можно попробовать расспросить клиента о них или выдвинуть собственное предположение об убеждении.
  3. “Падающая стрела”. При обсуждение конкретной ситуации для выявления ГУ можно выделить ключевую автоматическую мысль и спросить, что эта мысль говорит о нем, других людях или окружающем мире.
  4. Обсуждение списка ГУ. Клиенту можно показать список частых ГУ или попросить заполнить опросники убеждений (например, “Опросник личностных убеждений” Бека).

Промежуточные убеждения — это специфические установки, допущения и правила, которые формируются с целью защиты (компенсации) от глубинных убеждений. Промежуточные убеждения могут быть нескольких видов:

  • Отношения — обобщенные оценки, ярлыки. Например, при глубинном убеждении “Я неудачник” отношение может быть “Сделать что-то не идеально — ужасно”.
  • Правила — это жесткие установки относительно того, как должен себя вести сам человек или другие люди. Например, при глубинном убеждении “Я неудачник” правило может быть “Я должен быть во всем успешен”.
  • Допущения — это условные предположения о том, что произойдет при определенных действиях. Например, при глубинном убеждении “Я неудачник” допущение может быть “Если я достигну успеха во всех сферах, никто не посчитает меня неудачником”.

Для выявления промежуточных убеждений также можно использовать несколько техник:

  1. Прямой вопрос. Клиент может высказать свое ПУ, если задать ему вопрос про его правила\отношения\допущения, например: “Какие у Вас есть правила (долженствования)?”
  2. “Падающая стрела”. При обсуждение конкретной ситуации для выявления ПУ можно выделить ключевую автоматическую мысль и спросить, что она значит для него.
  3. Продолжение фразы. Клиенту можно предложить первую часть допущения и попросить продолжить фразу, например: “Если Вы допустите ошибку, то …”

Копинг-стратегии — это поведенческий способ предотвратить активизацию глубинного убеждения. Как правило, данные поведенческие способы встречаются у любого человека в стрессовых ситуациях. Однако у тех, кто находится в постоянном напряжении, эти стратегии проявляются слишком часто и делают поведение дисфункциональным. К наиболее распространенным копинг-стратегиям относится: избегание негативных эмоций, попытки контролировать любую ситуацию, поиск признания и так далее.

Выявление копинг-стратегий осуществляется с помощью двух способов:

  1. Прямой вопрос. Можно спросить клиента напрямую о том, какие способы он использует для снижения напряжения и т. п.
  2. Техника “Аффективный мост”. Клиенту предлагается вспомнить, когда в прошлом он испытывал выявленное ГУ или ПУ, и что он начал при этом делать. Таким образом отслеживается процесс формирования убеждений и выбора определенных копинг-стратегий.
Концептуализация
Концептуализация в КПТ

Поиск глубинных, промежуточных убеждений и копинг-стратегий необходим для составления когнитивной концептуализации. Концептуализация – это инструмент диагностики, который строится на основе когнитивной модели и может быть представлен в виде следующей схемы:

ГУ — ПУ- Копинг-стратегии — 3 ситуации (Мысли — Эмоции — Поведение)

Концептуализация формируется с первой сессии и до окончания психотерапии, то есть ее корректировка происходит на протяжении всей работы. Благодаря концептуализации психологу проще выстраивать работу и предлагать конкретные техники.

Работа с убеждениями – важная часть терапевтического процесса. На курсе от Международного Института Психосоматического Здоровья (МИПЗ) «Психологическое консультирование в когнитивно-поведенческом подходе» можно узнать больше информации про выявление убеждений, составление концептуализации и стать уверенным специалистом-психологом. Данный курс создан преподавателями с большим опытом работы в КПТ и предлагает не только изучение теории, но и отработку разных упражнений и техник, а также практику с реальными пациентами клиники. Присоединяйтесь!