Версия для слабовидящих
Москва,
ул. Неглинная, д.14/1а подъезд 7
Онлайн-консультация Записаться

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ У АУТИЧНЫХ ПОДРОСТКОВ

Математика играет важную роль в современном обществе, формируя основу повседневной жизни, влияющую на успех и карьерный рост. Абстрактная природа математики создает трудности для ее понимания у подростков с РАС, в основном это связано с нарушениями понимания языка и символических значений. Кроме того, нарушение исполнительных функций, таких как рабочая память и когнитивная гибкость, мешают аутичным подросткам эффективно обрабатывать числа и манипулировать ими, а проблемы с вниманием — концентрироваться на общих математических концепциях. Нарушения визуально-пространственной обработки информации у подростков с аутизмом ухудшают понимание пространственных отношений в геометрии, а сложности с общением ограничивают возможности для совместной работы в математическом классе.

Можно выделить три ключевые когнитивных навыка развивающих математические способности: процедурное мышление, арифметическое понимание и алгебраическая техника.

Процедурное мышление

Это неотъемлемая часть математики, которая включает в себя такие когнитивные процессы как счет, вычисления и обработка информации. Процедурное мышление – это основа для понимания арифметики.
Счет развивается у детей в среднем в два года и представляет собой создание последовательности чисел с помощью слухового восприятия и памяти. Распознавание чисел начинается с 3-4 лет и основывается на зрительном восприятии числа от одного до десяти. Комбинации чисел, а также понимание взаимосвязи между количеством и числом осваиваются ребенком в возрасте 4-5 лет. По мере взросления, дети приобретают навыки выполнения основных арифметических операций, понимают порядок действий и применяют алгоритмическое мышление.

Арифметическое понимание

Включает в себя когнитивный процесс разработки новых действий на основе существующих и использования аналогий для проведения параллелей между знакомыми и новыми действиями со схожими закономерностями.

Арифметическое понимание делится на:

  • инструментальное понимание, при котором применяются известные математические правила
  • концептуальное понимание, при котором изучаются следствия идущие за основополагающими принципами

Арифметическое понимание включает в себя:

  • решение текстовых задач
  • понимание чисел
  • абстрактную оценку

Для решения текстовых задач требуется:

  • навыки понимания математического языка
  • навыки перевода реальных ситуаций в числовые значения
  • понимание результатов и значения арифметических операций

Числовая интуиция (навык необходимый для понимания математических концепций в логическом контексте, он позволяет людям решать текстовые задачи и применять практическую математику в повседневной жизни) включает в себя:

  • фундаментальную оценку в арифметическом мышлении
  • визуальное сравнение величин
  • обоснованную оценку без точного подсчета

Алгебраическая техника

Включает в себя символическое представление числовых значений. Алгебраическое (еще его называют «математическим») мышление основывается на умении манипулировать числовыми соотношениями и математическими структурами, включает в себя умение использовать знания о базовых числовых комбинациях, математических законах и символах для решения как конкретных, так и символических задач.

Примерно 25% учащихся с РАС сталкиваются с трудностями, связанными с математикой в целом и алгебраическими вычислениями в частности. Аутичные дети могут показывать хорошие результаты в математических вычислениях на уровне младших классов и сталкиваться с трудностями в алгебре при переходе к среднюю школу. Вероятнее всего это связано с тем, что основой обучения в младших классах является механическое заучивание. Абстрактность и когнитивная сложность алгебраических задач и уравнений, понимание переменных и применение алгебраических концепций в новых ситуациях, по мнению ученых, являются слабыми сторонами в обучении аутичных подростков.

По данным последних исследований, аутичные подростки показали значительно более низкие результаты по сравнению с нормотипичными сверстниками в таких направлениях процедурного мышления как:

  • последовательный счет
  • сложение в письменной форме
  • комбинирование сложения и вычитания

В области арифметического понимания подростки с типичным развитием продемонстрировали более высокие показатели в решении задач, требующих метакогнитивного мышления и понимания чисел по сравнению со своими аутичными сверстниками, однако, при решении задач, требующих процессуального мышления между этими двумя группами существенных различий выявлено не было.

В алгебраической технике нормотипичные подростки показали более высокие результаты по сравнению со своими сверстниками с аутизмом по все направлениям.
Выводы последних исследований в области математических способностей у аутичных подростков говорят о необходимости создания систем раннего выявления проблем в математике у детей с аутизмом и разработки целенаправленных стратегий вмешательств в этом направлении.

СПЕЦИАЛИСТЫ, РАБОТАЮЩИЕ В ЭТОМ НАПРАВЛЕНИИ

Записаться на прием

    Почему выбирают нас

    Международный институт психосоматики
    Всесторонняя забота о вашем здоровье - наш приоритет
    В МИПЗ реализуется междисциплинарный подход и следование принципам доказательной медицины. Профессионалы МИПЗ умеют работать в команде.
    Международный институт психосоматики
    Оказание вам высококвалифицированной помощи - наша миссия
    Врачи и психологи МИПЗ - профессионалы экспертного уровня: среди 100 специалистов свыше 30 кандидатов и докторов наук, врачей высшей категории
    Международный институт психосоматики
    Ответственное отношение к личным данным - наш принцип
    Мы гарантируем 100% анонимность обращений и конфиденциальность доверенных нам сведений
    Международный институт психосоматики
    Применение передовых достижений науки - наша философия
    В МИПЗ повышают свою квалификацию специалисты, а также ведутся научные изыскания в области психосоматики, неврологии и нейропсихологии.
    Международный институт психосоматики
    Более 15 000 пациентов
    Международный институт психосоматики
    Свыше 100 специалистов
    Международный институт психосоматики
    Более 30 кандидатов и докторов наук
    Международный институт психосоматики
    8 специализированных клиник и центров
    Международный институт психосоматики
    Факультет психологии МИПЗ
    Достижения