Версия для слабовидящих
Москва,
ул. Неглинная, д.14/1а подъезд 7
Онлайн-консультация Записаться

Программа «Запуск речи»

Программа помогает детям сделать свои первые шаги в развитии речи — освоить слова, научиться складывать их в простые фразы, начать использовать речь для общения с близкими людьми.

Когда нужно обратиться за помощью:

  • Если ребенок достиг 1,5 лет, но не говорит еще ни одного понятного для окружающих слова.
  • Если ребенок достиг двух лет, но еще не говорит ни одной простой фразы (хотя бы их двух слов, по типу «мама, дай»).
  • Если ребенок достиг трех лет, но все еще редко пользуется речью, большую часть общения выстраивает с помощью жестов.

 

Помните: чем раньше обратиться за помощью, тем больше шансов полностью скорректировать отставание в речевом развитии!

Нередко родители обращаются к нам уже после трех лет, поскольку друзья/бабушки/дедушки, а иногда и специалисты, успокаивают словами: «сам заговорит», «папа тоже поздно заговорил, и ничего», «до трех лет логопеды всё равно не работают» и т.д. Действительно, раньше у специалистов не было в арсенале методик для работы с малышами, и оставалось только ждать: либо заговорит, либо нет. Такой подход радикально устарел. Во всем мире признается: ранняя помощь существенно увеличивает шансы ребенка на то, чтобы избежать проблем в общении и учебе — это доказано исследованиями. Мозг ребенка наиболее восприимчив к развитию речи до трех лет, поэтому нельзя упускать этот золотой для работы период. Да, и после трех лет нам удается «запускать» речь, но это уже намного сложнее. Проблема заключается в том, что нехватка речевых возможностей «тянет» за собою трудности в общении, а также в интеллектуальной сфере, ведь речь является способом взаимодействовать с миром и узнавать его. У детей, которые поздно заговорили, в школе чаще отмечаются трудности в учебе. Мы видели много таких случаев, поэтому очень призываем: не надо ждать, надо действовать.

Почему ребенок не говорит?

Отставание в речевом развитии может иметь очень разные причины, и важно хорошо разобраться в том, что происходит. Чаще всего речевая задержка не связана ни с какими опасными неврологическим заболеванием, но, конечно, на всякий случай нужно показать ребенка врачу-неврологу. К нам часто обращаются родители, у которых ребенок не говорит, но многочисленные врачи на основании обследований уверяют что «с ним всё в порядке». В таких случаях имеют место функциональные нарушения, то есть головной мозг устроен нормально, но работает «с запаздываением». Разберемся, в чем может проявляться это «запаздывание».

  • Многие знают, что причиной задержки речи бывает расстройство аутистического спектра (РАС, аутизм). При аутизме отстает не только речь, но и в целом вся сфера общения: дети реже смотрят в глаза другим людям, реже обращаются к ним, в наиболее тяжелых случаях совсем «замыкаются в себе». Сейчас часть встречаются легкие, граничащие с нормой расстройства аутистического спектра, когда ребенок выглядит просто как достаточно замкнутый. Чтобы помочь такому ребенку заговорить, нужна слаженная помощь логопеда и психолога. По нашему опыту, хорошие эффекты также дает БОС-терапия. Специалисты должны обладать специальными навыками работы с аутистичными детьми — работа сильно отличается от обычной «постановки звуков».
  • Нередко отставание в речевом развитии сочетается с двигательной неловкостью, что бывает связано с недостаточно эффективной работой ствола головного мозга. Такие дети редко ползают, потому что им трудно скоординировать четыре конечности, часто они переходят к ходьбе, минуя этап ползания. Они не умеют прыгать на одной ноге и, в целом, достаточно неловкие. Поскольку речь требует очень сложной моторики языка и мимических мышц, они хотят говорить, но не могут это сделать. Такое состояние называют моторной алалией. Чтобы помочь ребенку заговорить, нужна помощь логопеда и нейропсихолога, иногда — специалиста ЛФК. Ему нужно не просто «поставить звуки», а помочь в целом освоиться с управлением своим телом.
  • Еще одна частая причина речевой задержки — это трудности с различением звуков на слух. Если ребенок вовремя на заговорил, ему нужно обязательно проверить слух. Однако часто бывает, что слух нормален, а трудности возникают при распознавании звуков в головном мозге (слышит, но не понимает, что слышит). Тогда говорят о сенсорной алалии. Основную роль в помощи играет специально обученный логопед.

 

Как работает программа

Программа начинается с диагностической консультации одного из руководителей программы — специалиста, обладающего широким профилем компетенций и опытом работы с детьми, имеющим разные задержки речевого развития. Задача первичной консультации — понять причины и механизмы речевой задержки (и объяснить их родителям!), подобрать методики и специалистов, которые будут наиболее эффективны в помощи данному ребенку. При необходимости мы рекомендуем дообследование. Однако, если ребенок приходит с уже проведенной качественной медицинской диагностикой, мы с удовольствием принимаем ее результаты, а не заставляем делать обследования заново.

После первичной консультации составляется программа занятий. У нас нет типовых программ, потому что мы не хотим, чтобы родители в рамках «пакета» платили за те занятия, которые их конкретному ребенку не нужны. В среднем стоимость программы составляет около 50000/мес, при этом два раза в неделю ребенок приезжает к нам в центр, а остальное время родители выполняют дома рекомендации специалистов — такой формат показал себя эффективным по соотношению цена/эффект. Для семей, приезжающих из других регионов, мы делаем 3-4 недельные «интенсивы», стоимость которых составляет около 120000 р., с последующими дистанционными консультациями. Чаще всего на этап «запуска» речи уходит от 1 до 6 месяцев.

Специалисты, работающие в этом направлении
Неврология
Логопедия
Логопедия
Нейропсихология
Психотерапия, Психология
Психотерапия, Психология
Психология, Нейропсихология