Версия для слабовидящих
Москва,
ул. Неглинная, д.14/1а подъезд 7
Онлайн-консультация Записаться

Психология от Аристотеля до наших дней

Психология как душа. Философия и психология.

Психология зародилась в недрах философии, и пер­вые представления о ее предмете связывались с поня­тием «душа». Практически все древние философы пытались выразить с помощью этого понятия самое глав­ное, сущностное, начало любого предмета живой (а иногда и неживой) природы, рассматривая ее как причину жизни, дыхания и познания.

Психология — наука, изучающая психическую, «душевную» жизнь, как особую реальность. Само название предмета в переводе с древнегреческого означает «psyche» — душа, «logos» — наука, учение, то есть — «наука о душе». Изучение, объяснение души и является первым этапом в становлении предмета психологии.

От философии психология взяла важное для любой науки положение о необходимости строить свои теории на основе знания, а не веры. Стремление избежать сакральности, т. е. соединения веры со знанием, а не с разумом, стремление доказать правильность высказанных взглядов и было самым важным отличием научной, философской психологии от донаучной.

Вопрос о природе души решался философами в за­висимости от принадлежности их к материалистическо­му или идеалистическому лагерю.

Так, Демокрит считал, что ду­ша — это материальное вещество, которое состоит из атомов огня, шарообразных, легких и очень подвижных. Все явления душевной жизни Демокрит пытался объяс­нить физическими и даже механическими причинами. По его мнению, душа получает ощущения от внеш­него мира благодаря тому, что ее атомы приводятся в движение атомами воздуха или атомами, непосредст­венно «истекающими» от предметов. Материализм Демокрита носил наивный механический характер.

Гораздо более сложное представление о душе раз­вил Аристотель. Его трактат «О душе» — первое специально, психологическое сочи­нение, которое в течение многих веков оставалось главным руководством по психологии. Сам Аристотель по праву считается основателем психологии.

Аристотель отрицал взгляд на душу как на веще­ство. В то же время он не считал возможным рассматривать душу в отрыве от материи (живых тел), как это делали философы-идеалисты. Для определения природы души он использовал сложную философскую категорию «энтелехия», которая означает осуществление чего-то. Аристотель: «…Душа необходимо есть сущность в смысле формы естественного тела, обладающего в воз­можности жизнью. Сущность же (как форма) есть энтелехия; стало быть, душа есть энтелехия такого тела». Один привлекаемый Аристотелем образ хорошо помогает понять смысл этого определения. «Если бы глаз был живым существом, — пишет Аристо­тель, — то душой его было бы зрение». Итак, душа есть сущность живого тела, «осуществление», его бытия, так же как зрение — сущность и «осуществле­ние» глаза как органа зрения.

Аристотель заложил глубокие основы естественно­научного подхода к изучению психики. Главная функция души, по Аристотелю,— реали­зация биологического существования организма. Он считал, что душа, обладающая целеустремленностью, есть не что иное, как неотделимый от тела его организующий принцип, источник и способ регуляции организма, его объективного поведения. Душа — энтелехия тела, то есть целеустремленная энергия, движущая сила тела, превращающая возможность в действительность. Аристотель также дал анализ различных частей души: памяти эмоций, перехода от ощущений к общему восприятию, а от него — к обобщенному представлению; от мнения через понятие — к знанию, а от непосредственного ощущаемого желания — к разумной воле. Душа различает и познает сущее, но она «немало времени проводит в ошибках».

Развитие психологии после античности и идей Аристотеля

В эпоху средневековья утвердилось представление, что душа является божественным, сверхъестественным началом, и потому изучение душевной жизни должно быть подчинено задачам богословия. Человеческому суждению может поддаваться лишь внешняя сторона души, которая обращена к материальному миру. Величайшие таинства души доступны лишь в религиозном (мистическом) опыте.

С XVII в. начинается новая эпоха в развитии психологического знания. В связи с развитием естественных наук с помощью опытно-экспериментальных методов стали изучать закономерности сознания человека. Способность думать, чувствовать назвали сознанием. Психология стала развиваться как наука о сознании, а начало этому положил Декарт.

Р. Декарт приходит к выводу о различии между душой человека и его телом: «Тело по своей природе всегда делимо, тогда как дух неделим». Однако душа способна производить в теле движения. Это противоречивое дуалистическое учение породило проблему, названную психофизической: как связаны между собой телесные (физиологические) и психические (душевные) процессы в человеке? Декарт создал теорию, объясняющую поведение на основе механистической модели. Согласно этой модели, информация, доставляемая органами чувств, направляется по чувствительным нервам к отверстиям в головном мозгу, которые эти нервы расширяют, что позволяет «животным душам», находящимся в мозгу, вытекать по тончайшим трубочкам — двигательным нервам — в мышцы, которые надуваются, что приводит к отдергиванию конечности, подвергнувшейся раздражению, или заставляет совершать то или иное действие. Таким образом, отпала необходимость прибегать к душе, чтобы объяснить, как возникают простые поведенческие акты. Декарт заложил основы детерминистской (причинностной) концепции поведения с ее центральной идеей рефлекса как закономерного двигательного ответа организма на внешнее физическое раздражение. Это декартовский дуализм — тело, действующее механически, и управляющая им «разумная душа», локализованная в головном мозгу. Таким образом, понятие «Душа» стало превращаться в понятие «Разум», а позднее — в понятие «Сознание».

Выделение психологии в самостоятельную науку произошло в 60-х гг. XIX в. Оно было связано с созданием специальных научно-исследовательских учреждений — психологических лабораторий и институтов, кафедр в высших учебных заведениях, а также с внедрением эксперимента для изучения психических явлений. Первым вариантом экспериментальной психологии как самостоятельной научной дисциплины явилась физиологическая психология немецкого ученого В. Вундта

Основным методом исследования Вундта была интроспекция или самонаблюдение, при котором испытуемые концентрировались на собственных психических процессах и сообщали об этом опыте ученым. Сознание было разбито на психические структуры, простейшие элементы: ощущения, образы и чувства. Роль психологии, по мнению Вундта, заключается в том, чтобы дать как можно более детальное описание этих элементов. «Психология — это наука о структурах сознания» — это направление назвали структуралистский подход. Но в итоге идея разложения психики на простейшие элементы оказалась ложной, невозможно было собрать из простых элементов сложные состояния сознания. Поэтому к 20-м гг. XX в. структурализм почти перестал существовать.

Далее психология развивалась в рамках функционализма. Американский психолог У. Джеймс предложил изучать функции сознания и его роль в выживании человека. Он выдвинул гипотезу, что роль сознания заключается в том, чтобы дать человеку возможность приспособиться к различным ситуациям, либо повторяя уже выработанные формы поведения, либо изменяя их в зависимости от обстоятельств, либо осваивая новые действия, если того требует ситуация. Т.е. функционалисты рассматривали мышление и поведение с точки зрения того, как они помогают человеку адаптироваться к окружающей среде, успешно функционировать в мире и добиваться успеха. «Психология — это наука о функциях сознания«, согласно функционализму. Они использовали методы интроспекции, самонаблюдения, фиксации времени решения задач.

В конце 19 века австрийский врач Зигмунд Фрейд выдвинул теорию о важности бессознательного, подорвав тем самым веру в рациональную природу разума. Согласно Фрейду, поведение во многом определяется прошлым опытом (в том числе ранними детскими воспоминаниями) и внутренними импульсами, о которых человек даже не подозревает. Бессознательное формируется путем вытеснения – процесса, при котором тревожные переживания и подавленные чувства уходят из сознательного ума, становясь частью бессознательного. Таким образом, психология стала рассматриваться как наука о бессознательном.

В начале 20 века подход ученых к психологии резко изменился. Они отказались от акцента на сознательном и бессознательном, направив внимание на изучение поведения. Так появился бихевиоризм. Цель его сторонников заключалась в исследовании только полностью объективных и наблюдаемых процессов. Одним из самых ярых сторонников бихевиоризма был американский психолог Джон Уотсон, который, придерживаясь чисто научного подхода, стремился изучать поведение, не делая никаких предположений, выходящих за рамки опыта, доступного органам чувств.

Бихевиоризм и психоанализ сохраняли доминирующее положение до второй половины 20 века, пока не появилась новая школа психологии, известная как гуманистическая психология. И родилась она благодаря американскому психологу Карлу Роджерсу, который твердо верил в силу свободы воли и самоопределения. Гуманисты во главе с Роджерсом утверждали, что: на поведение человека, в первую очередь, влияет его восприятие окружающего мира; свобода воли и осознанный выбор. Гуманисты считали, что потребность в реализации своего потенциала (самоактуализация) естественна для каждого человека, а любой опыт уникален, поэтому психологи должны осуществлять индивидуальный подход к каждому клиенту.

Психология стала развиваться и в рамках других направлений, например, гештальт-психологии и когнитивной психологии. Когда возникают различные психологические направления и школы, предметом психологии становится психика.

Таким образом, на начальном этапе своего развития психология четко осознала необходимость в изучении души, затем смена предмета психологии была связана с бурным развитием средневековой науки. Основным способом познания психической жизни индивида стала интроспекция в рамках развития психологии как науки о сознании. Позже стало очевидным, что самонаблюдение слишком субъективно и вне науки, поэтому предмет психологии сменился на поведение – внешние проявления психической жизни человека.

Сейчас к предмету психологии подходят комплексно, включая к рассмотрению и душу, и сознание, и поведение; а также другие факторы. Предметом психологии считается психика. Психология — это область научного знания, исследующая особенности и закономерности возникновения, формирования и развития (изменения) психических процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение), психических состояний (напряжённость, мотивация, фрустрация, эмоции, чувства) и психических свойств (направленность, способности, задатки, характер, темперамент) человека, а также психику животных.

Психология как наука. Житейская психология и современная научная психология.

Психология как наука обладает особыми качествами, которые отличают ее от других научных дисциплин. Как систему проверенных знаний психологию знают немногие, в основном только те, кто ею специально занимается, решая научные и практические задачи. Вместе с тем как система жизненных явлений, психология знакома каждому человеку. Она представлена ему в виде собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и многого другого. Основные психические явления мы непосредственно можем обнаружить у самих себя и косвенно наблюдать у других людей. Важно отличать житейские психологические знания от научной психологии

Житейская психология – психологическое знание, накопленное и используемое человеком в повседневной жизни. Психологические знания такого рода накапливались и использовались человеком в повседневной жизни в ходе исторического развития. Знания о людях обычно конкретны и формируются у каждого человека индивидуально. Их достоверность проверяется на личном опыте, и применяются они при взаимодействии с другими людьми. Эти знания обычно называют житейской психологией. Житейская психология переходит от наблюдения и попытки объяснения конкретного поступка к обобщенному пониманию человека. Желание лучше понять внутренний мир людей побуждает сравнивать их поступки и приходить к общим выводам. Так формируются обобщенные знания житейской психологии. Они выражаются в пословицах и поговорках, в традициях, в знаниях, которые передаются из уст в уста. Эту житейскую мудрость отражают писатели.

Главный критерий истинности знаний житейской психологии — признание других людей. Если люди видят подтверждение тех или иных житейских психологических принципов в повседневной жизни и ощущают их практическую пользу, то эти принципы считаются истинными и передаются от человека к человеку, от поколения к поколению. В сущности, житейская психология — это обобщение повседневных психологических знаний. Особенностями этих знаний считаются конкретность, практичность, доступность изложения, фрагментарность и неточность употребляемых понятий, опора на жизненный опыт и здравый смысл.

В нашей обыденной жизни мы нередко используем слова «психология», «психолог», «психологический», не всегда задумываясь над их содержанием. «Этот человек -хороший психолог», — говорим мы о ком-то, умеющем наладить контакт с людьми. «Такая уж у него психология», — говорим мы иногда, пытаясь объяснить интересы, склонности и поступки человека, характеризуя особенности его личности. Но что такое на самом деле психология?

В течение многих столетий научно-психологические знания развивались в рамках философии, медицины, педагогики и других наук. Во второй половине XIX века психология стала самостоятельной наукой и в течение XX века накопила огромное количество знаний. Научная психология направлена на поиск закономерностей психических явлений, пользуется методами науки, которые характеризуются объективностью и дают большую достоверность получаемых знаний. Для описания психического мира человека ученые используют абстрактные научные категории, такие как, например, деятельность, индивид, личность, общение, способности и другие категории. Для научно-психологических знаний характерен рационализм и интеллектуализм. Особенности научно-психологических знаний — их обобщенность, систематичность, доказательность, опора на научные факты и понятия. В то же время эти знания излагаются на специфическом языке научной психологии, понятном только профессиональным психологам, но не всегда практичны и доступны в изложении для неподготовленного пользователя. Поэтому наука часто не может удовлетворить потребность людей в психологических знаниях для повседневных практических нужд.

Психология как профессия

В начале XX столетия начала формироваться форма психологии, направленная на помощь людям, попавшим в затруднительную или тяжелую жизненную ситуацию — при выборе профессии, при нарушении связей с социумом, при тягостных эмоциональных переживаниях. В течение XX века в обществе постепенно формировал­ся социальный заказ на психологическую деятельность, она становилась социально признаваемой и, как следствие, получала нормативно-правовую основу (появлялись юри­дические документы, регулирующие статус, содержание и формы деятельности профессионального психолога). По­степенно формировалась система профессионального образования и подготовки психологов, создавались про­фессиональные общества психологов, формулировались требования к профессиональной квалификации и опыту. Начала формироваться психологическая практика, предполагающая, что психолог, обладающий соответствующими знаниями и владеющий методами практической работы, оказывает клиенту психологическую помощь в той или иной форме по его запросу. Таким образом, было положено начало формированию профессии психолога. В настоящее время наиболее признана деятельность психологов в сфере педагогической, медицинской, социальной, консультативной психологии.

Психолог изучает особенности психики человека, ее законы и формы проявления, а также помогает в преодолении внутриличностных проблем и разрешении кризисных ситуаций.

В соответствии с основным родом психологической де­ятельности существует три типа психологической профессии:

  1. Психолог-ученый, основная деятельность которого — научные исследования, направленные на поиск но­вых психологических знаний (объяснение, доказа­тельство и прогнозирование психологических явлений, изучение психологических закономернос­тей);
  2. Психолог-практик, основная деятельность которого — применение психологических знаний для решения практических задач (психологическая диагностика и консультирование, коррекционная и развивающая работа, психологическая профилактика);
  3. Преподаватель психологии, основная деятельность которого — обуче­ние психологическим знаниям (проведение лекций, семинаров, практических занятий).

Каждый из них предъявляет специфические требова­ния к профессиональной подготовке и способностям спе­циалиста. Для психолога-ученого особенно важны способности к поиску новых знаний и их обобщению. Для психолога-практика — способности применения психоло­гических знаний на практике. Для преподавателя психоло­гии — способности систематизировать и передавать знания другим людям.

Психологические основы психотерапии. Как психотерапия основана на знаниях психологии

Развитие современной научной психотерапии осуществляется на основе различных теоретических подходов, анализе и обобщении результатов эмпирических исследований, психофизиологических, психологических, социально-психологических и других аспектов изучения механизмов и эффективности психотерапевтических вмешательств. В качестве теоретической основы психотерапии выступает научная психология, психологические теории и концепции, раскрывающие психологическое содержание понятий «норма» и «патология» и формирующие определенную систему психотерапевтических воздействий.

Психотерапия как научная дисциплина должна иметь свою теорию и методологию, собственный категориальный аппарат и терминологию, все то, что характеризует самостоятельную научную дисциплину. Однако разнообразие направлений и течений, школ и конкретных методов психотерапии, основанных на различных теоретических подходах, приводит к тому, что в настоящее время не существует даже ее единого определения, а число методов насчитывает более 500.

При всем разнообразии психотерапевтических подходов существует три основных направления в психотерапии — психодинамическое, поведенческое и экзистенциально-гуманистическое. Различные направления психотерапии — это не только различные модели психологического вмешательства, но и различные психологические теории, различные концепции личности, которые, имея в своей основе определенные философские подходы со своим собственным взглядом на природу человека и пути к ее пониманию, оказывают  влияние на психотерапевтическую практику.

Психодинамическое направление в психотерапии основано на теории 3. Фрейда о бессознательном и психологическом конфликте: человек заболевает неврозом в результате интрапсихического конфликта между требованиями инстинктивной жизни и сопротивлением им. Главная цель терапии заключается в том чтобы помочь больному осознать бессознательные конфликты (очаги скрытого напряжения в бессознательном), которые основаны на нереализованных детских желаниях и проявляются как болезненные симптомы, а также содействовать развитию более разумных, присущих взрослым моделей поведения.

Поведенческое направление базируется на принципах теории научения, включая выработку оперантного условного рефлекса (Торндайк Е., Скиннер Б.) и условного рефлек­са по методу И.П. Павлова. Этот вид терапии основывается на предположении о том, что для дезадаптивных форм поведения не обязательно понимать определя­ющие его причины. Поведенческая терапия наиболее эффективна при четко определенных, структурированных дезадаптивных поведенческих расстройствах, например таких, как фобии, компульсивные действия, переедание и другое.

Экзистенциально-гуманистическое направление склонно видеть человека существом прирожденно активным, стремящимся к позитив­ному личностному росту, самоактуализации. Патология понимается здесь как уменьшение этих возможностей для самовыражения, подавление внутренних переживаний или потери соответствия (конгруэнтности) им, поэтому все уси­лия психотерапевта направлены на личностный рост и интеграцию личности пациента, а не просто на лечение болезни. Таким образом, этот подход объединяет представления о целях психотерапии как личностной интеграции, восстановления целостности и единства человеческой личности, что достигается за счет переживания, осознавания, принятия и интеграции опыта.

В рамках 3-х основных направлений психотерапии существует разнообразие школ, но основные теоретические подходы в каждом из них являются общими.

ЗАПИСАТЬСЯ НА ПРИЕМ

    *