Top.Mail.Ru
Рационально-эмоционально-поведенческая терапия (РЭПТ): что это, принципы и техники данного направления психотерапии
 Версия для слабовидящих
Москва,
ул. Неглинная,
д. 14/1а подъезд 7
Онлайн-консультация Записаться

РЭПТ

Рационально-эмоционально-поведенческая терапия (РЭПТ) — это одно из направлений когнитивно-поведенческой терапии (КПТ), разработанное американским психологом Альбертом Эллисом в середине XX века. Этот метод направлен на помощь людям в преодолении эмоциональных и поведенческих проблем через изменение их иррациональных убеждений и установок. РЭПТ активно используется в психотерапии для работы с тревожными расстройствами, депрессией, фобиями, низкой самооценкой и другими психологическими трудностями.

РЭПТ базируется на идее, что эмоции и поведение человека зависят не столько от внешних событий, сколько от их интерпретации. Эллис сформулировал модель ABC, которая помогает понять, как формируются эмоциональные реакции:

  • A (Activating event) — активирующее событие, то, что происходит в реальности.
  • B (Beliefs) — убеждения, мысли и интерпретации, которые возникают у человека в связи с событием.
  • C (Consequences) — эмоциональные и поведенческие последствия, которые являются результатом этих убеждений.

Часто люди склонны винить внешние обстоятельства (A) в своих проблемах (C), но РЭПТ акцентирует внимание на том, что именно убеждения (B) играют ключевую роль в формировании эмоциональных реакций. Например, если человек считает, что он должен всегда быть успешным, то любая неудача будет вызывать у него сильный стресс и чувство вины.

Основные постулаты РЭПТ:

Первый постулат – существует 3 взаимосвязанные сферы функционирования человека (мышление; эмоции; поведение). Поскольку изменения в одной из них отражаются на двух других, РЭПТ предлагает воздействовать на мышление с целью изменения эмоций и поведения. Второй постулат – в основе патологического нарушения эмоций лежат так называемые иррациональные суждения (когнитивные ошибки в терминологии Бека). Третий постулат – сформировавшиеся иррациональные суждения – это самоподдерживающиеся автономные структуры. Механизмы, которые поддерживают их в настоящем, как правило, отличаются от механизмов, вызвавших их развитие. По этой причине РЭПТ фокусируется больше на анализе настоящего, чем на изучении прошлого. Четвертый постулат – иррациональные суждения могут быть идентифицированы и изменены (это и является главной целью РЭПТ).

Согласно Эллису, ключевой причиной невротических расстройств является не просто склонность искажать информацию, а привычка людей давать событиям своей жизни категоричные, абсолютистские оценки. Эти оценки часто выражаются в форме слов и убеждений, таких как «должен», «обязан», «необходимо», «надо» и т.п. В рамках РЭПТ такие убеждения считаются иррациональными, поскольку они мешают людям достигать своих целей или даже делают это невозможным.

Эллис выделил три основных иррациональных убеждения, которые касаются отношения человека к самому себе, к другим людям и к жизни в целом:

  • Убеждение о себе: «Я должен всегда делать все хорошо и получать одобрение от значимых для меня людей. Если этого не происходит, это катастрофа! Я не смогу этого пережить!»
  • Убеждение о других: «Ты должен относиться ко мне справедливо и с уважением. Если ты так не поступаешь, это ужасно. Ты плохой человек, и я не могу терпеть тебя и твое поведение».
  • Убеждение о мире: «Жизнь должна быть такой, какой я хочу ее видеть. Если что-то идет не так, это кошмар! Я не смогу жить в таком ужасном мире!»

Эти убеждения можно назвать глубинными установками, которые лежат в основе многих эмоциональных проблем. Однако важно отметить, что, хотя Эллис считал «долженствования» центральным элементом иррационального мышления, другие исследователи в рамках РЭПТ придавали больше значения другим когнитивным искажениям.

Согласно РЭПТ, если человек придерживается философии долженствования, это приводит к формированию множества иррациональных выводов, которые Эллис называл «центральными идеями». Эти идеи можно разделить на три основные категории, которые являются производными от убеждений о долженствовании:

  • Драматизация (катастрофизация). Это склонность преувеличивать негативное значение событий. Человек убежден, что ситуация не должна быть настолько плохой, и воспринимает ее как катастрофу. Например, женщина может думать, что очередная ссора с мужем приведет к полному развалу их отношений.
  • Низкая толерантность к фрустрации. Это убеждение, что человек не сможет справиться с трудностями или пережить определенные события. Оно основано на мысли: «Этого не должно происходить». Например, люди с паническими атаками часто считают, что не смогут пережить следующую атаку, хотя она не представляет реальной угрозы для их жизни.
  • Осуждение или обесценивание. Это склонность критиковать себя или других за ошибки или несоответствие ожиданиям. Такое мышление основано на убеждении: «Я не должен быть таким или так себя вести». Например, человек с социофобией может считать, что окружающие будут смеяться над ним, потому что он ведет себя «неправильно», хотя на самом деле не существует единого стандарта «правильного» поведения.

Эллис также предложил принципы здорового мышления, которые помогают противостоять иррациональным убеждениям:

  • Безусловное самопринятие. Это отказ от жестких критериев самооценки и принятие себя таким, какой вы есть, со всеми достоинствами и недостатками.
  • Высокая толерантность к фрустрации. Это способность справляться с трудностями без преувеличения их значимости и без катастрофизации.
  • Философия предпочтения. Это отказ от абсолютистских «долженствований» и замена их на более гибкие пожелания. Например, вместо мысли «Мы никогда не должны ссориться» можно использовать: «Мне бы хотелось избегать ссор, но если они случаются, я смогу с этим справиться».

Эти три принципа составляют основу здорового мышления с точки зрения РЭПТ. Позже к ним добавились и другие критерии, такие как антиутопизм (отказ от идеализации), здоровый гедонизм (стремление к удовольствиям без вреда для себя и других), поддержание социального интереса и развитие творческого подхода к жизни.

Если вы хотите глубже изучить методы рационально-эмоционально-поведенческой терапии и когнитивно-поведенческой терапии, обратите внимание на программы обучения в Международном институте психосоматического здоровья (МИПЗ). Здесь вы сможете получить качественное образование, основанное на современных научных подходах, и научиться применять эти методы в своей профессиональной практике. Подробнее об обучении можно узнать на страницах https://mipz.ru/kpt/ и https://mipz.ru/kpt-online/.

РЭПТ — это мощный инструмент, который помогает людям изменить свое мышление, эмоции и поведение. Освоив его принципы и техники, вы сможете не только помочь себе, но и поддержать других в преодолении жизненных трудностей.

Методы когнитивно-поведенческой терапии