Схема-терапия
Схема-терапия — это современное направление психотерапии, которое объединяет в себе элементы когнитивно-поведенческой терапии (КПТ), психоанализа, теории привязанности и гештальт-терапии. Этот метод был разработан американским психологом Джеффри Янгом в 1980-х годах для работы с пациентами, страдающими хроническими эмоциональными расстройствами, такими как пограничное расстройство личности, хроническая депрессия, тревожные расстройства и другие сложные состояния. Схема-терапия фокусируется на выявлении и изменении глубинных убеждений, или «схем», которые формируются в детстве и влияют на поведение, эмоции и отношения человека на протяжении всей жизни.
Что такое схемы? Схемы — это устойчивые паттерны мышления, чувств и поведения, которые формируются в раннем детстве под влиянием травмирующих событий, недостатка эмоциональной поддержки или неудовлетворения базовых потребностей. Например, если ребенок рос в семье, где его потребности в безопасности и любви игнорировались, у него может сформироваться схема «эмоциональной депривации». Эта схема будет влиять на его взрослую жизнь, вызывая чувство одиночества, недоверия к другим и трудности в построении близких отношений. Схемы часто работают на бессознательном уровне, и человек может даже не осознавать, что его поведение и эмоции управляются этими глубинными убеждениями. Однако они могут приводить к повторяющимся проблемам в личной жизни, на работе и в отношениях.
Схема-терапия базируется на нескольких ключевых концепциях:
- Ранние дезадаптивные схемы. Это устойчивые паттерны мышления и поведения, которые формируются в детстве и мешают человеку адаптироваться к взрослой жизни. Янг выделил 18 основных схем, таких как «покинутость», «недоверие/обида», «дефективность» и другие.
- Режимы схемы. Режимы — это эмоциональные состояния, в которые человек входит под влиянием активированных схем. Например, режим «обиженного ребенка» может проявляться, когда человек чувствует себя уязвимым и нуждается в поддержке, а режим «критика» — когда он чрезмерно критикует себя или других.
- Стили совладания. Это поведенческие реакции человека на схемы.
Существует три потенциальных стиля совладания: - Избегание. Человек пытается избегать ситуаций, которые активируют схему.
- Капитуляция. Человек поддаётся схеме, не пытается бороться с ней и ведёт себя пассивно в соответствии с ожиданием того, что ожидаемый результат неизбежен.
- Контратака, также называемая сверхкомпенсацией. Человек прикладывает дополнительные усилия к тому, чтобы дать отпор, надеясь предотвратить тот результат, которого опасается схема.
- Основные эмоциональные потребности – потребности, которые должны быть удовлетворены в детстве для формирования психологически здоровой личности. Есть пять основных эмоциональных потребностей:
- в надёжной привязанности, включая безопасность, понимание, принятие, заботу;
- свободно выражать чувства, переживания, желания;
- в автономии, компетентности и самоидентификации;
- в спонтанности и игре;
- в безопасных ограничениях и обучении самоконтролю.
В схеме-терапии большое внимание уделяется отношениям между терапевтом и клиентом. Терапевт выступает в роли «заботливого взрослого», который помогает клиенту удовлетворить неудовлетворенные в детстве потребности в безопасности, любви и принятии. И также схема-терапия использует широкий спектр техник, включая когнитивные (работа с убеждениями), эмоциональные (например, работа с внутренним ребенком) и поведенческие (постепенное изменение дезадаптивных паттернов поведения). Одной из ключевых особенностей схемы-терапии является ее фокус на эмоциональной составляющей. В отличие от классической КПТ, которая в основном работает с когнитивными процессами, схема-терапия активно использует техники, направленные на работу с эмоциями, например «диалог с внутренним ребенком».
Первая и последующие терапевтические сессии. Со второй встречи начинается активная работа с приоритетным запросом пациента. В КПТ для терапевтических сессий также существует определенная структура, которая позволяет сделать процесс более четким, прозрачным и эффективным как для терапевта, так и для пациента. Первая терапевтическая сессия содержит несколько дополнительных компонентов:
Схема-терапия доказала свою эффективность в работе с широким спектром психологических проблем, включая хронические эмоциональные расстройства (депрессия, тревожность), расстройства личности (пограничное, нарциссическое), трудности в отношениях (неуверенность, ревность, страх близости), низкая самооценка и чувство неполноценности. Этот метод особенно полезен для людей, которые не смогли достичь значительных улучшений с помощью традиционной КПТ или других подходов. Схема-терапия помогает не только изменить поведение, но и глубже понять свои эмоции, потребности и мотивы.
Для психологов и психотерапевтов, которые хотят освоить схема-терапию, важно пройти профессиональное обучение. Этот метод требует глубокого понимания как теоретических основ, так и практических техник. Одним из лучших мест для обучения является Международный институт психосоматического здоровья (МИПЗ), который предлагает программы по когнитивно-поведенческой терапии и схема-терапии. Обучение в МИПЗ позволяет не только получить теоретические знания, но и отработать навыки на практике под руководством опытных преподавателей. Подробнее о программах обучения можно узнать по ссылкам: https://mipz.ru/kpt/ и https://mipz.ru/kpt-online/.
Схема-терапия — это мощный инструмент для работы с глубинными убеждениями и эмоциональными проблемами. Она помогает людям не только справиться с симптомами, но и изменить свою жизнь, научившись удовлетворять свои потребности и строить здоровые отношения. Если вы хотите освоить этот метод или пройти терапию, важно обратиться к квалифицированным специалистам, которые прошли профессиональное обучение.


