СОЦИАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ: ПОДХОДЫ, КОНСТРУКЦИИ, ПРОЦЕССЫ
Социальное познание считается одной из основных характеристик, которая отличают людей от других видов. Это явление включает в себя социальные и когнитивные аспекты. То, как человек мыслит и действует в ситуациях социального контакта, зависит от индивидуальных (внутренних) и внешних факторов. Существует несколько подходов для изучения социального познания.
Нативистский подход фокусируется на когнитивных и биологических аспектах, рассматривая функционирование социального познания с точки зрения нормального развития, начиная с его предшественников в первые годы жизни, к которым относятся такие формы поведения, как ответная улыбка, подражание, совместное внимание. В этом подходе социальное познание рассматривается как способность, связанная с основными когнитивными функциями и личностными характеристиками, такими как темперамент, исполнительные функции, эмоции, язык, а также в контексте психических и соматических состояний. Социальное познание в нативистском подходе — это предполагаемый результат цепочки событий, состоящей из отдельных элементов.
Например, подражание и склонность к сосредоточению внимания на человеческом лице и голосе у новорождённых являются основой для последующего развития навыков распознавания эмоций на лице и обработки интонации. Социальное познание развивается непрерывно, претерпевая изменения на протяжении всей жизни и тесно связано с неврологическим и физиологическим созреванием. Нативистский подход к социальному познанию не претендует на исключительную роль в объяснении всего поведения. Насколько хорошо человек управляет своим социальным окружением и ориентируется в нём, нельзя объяснить только с помощью социального познания, поскольку в этом процессе участвуют многие другие когнитивные факторы и стратегии, а также мотивация и эмоции.
Конструктивистский подход к социальному познанию предполагает, что люди в социальном взаимодействии склонны к субъективности, стремясь к согласованности между своими прежними представлениями о социальном мире и новым опытом. С другой стороны, людям нужно действовать объективно, то есть они должны вести себя «наивно», чтобы отказаться от субъективности и логически обрабатывать и точно понимать социальные контексты. Поскольку в реальной жизни социальные процессы сложны и стремительны, подход «наивности» может быть трудно применим в полной мере. Исходя из этого, можно ожидать, что люди могут тактически применять различные комбинации и стратегии при социальном взаимодействии. Конструктвистский подход также показывает, как социальное отторжение, социальные нормы, социальный опыт и социальное участие влияют на социальное познание. В целом, конструктивистский подход даёт возможность обогатить нативистский подход, опирающийся только на биологическую и психологическую конституцию человека, за счёт включения и оценки вклада социального мира в социальное познание человека.
Конструкция социального познания
Социальное познание — это сложная психологическая функция. Многие когнитивные процессы, от базовых до продвинутых, могут быть отнесены к социальному познанию, если они имеют достаточно сильную социальную роль. Не существует общепринятой структуры, включающей в себя пункты социального познания, но теория разума, эмпатия, распознавание и обработка эмоций, социальное восприятие и социальная осведомлённость обычно считаются частью сферы социального познания. Также тесно связанным с социальным познанием ученые считают социальную мотивацию и мораль. Основной концепции социального познания по мнению ученых считается теория разума.
Имплицитное и эксплицитное социальное познание
Имплицитное социальное познание является автоматическим, быстрым, бессознательным и, вероятно, генетически обусловленным. Эксплицитное социальное познание является активным, медленным, сознательным и в значительной степени, культурно обусловленным и приобретаемым. Социальное познание обеспечивается двумя раздельными системами, которые управляются разными механизмами. Неявные системы развиваются рано, является интуитивным и связаны с врождёнными социальными установками и программами, такими как социальное внимание и подражание. Явные системы развиваются позже, требуют дополнительных когнитивных ресурсов, таких как тормозящий контроль и рабочая память. Таким образом, это согласуется с теорией разума, которая предполагает, что для приобретения социального познания необходимо использовать рассуждения, выносить активные суждения и опираться на опыт.
Когнитивные и аффективные процессы
Ещё одним важным различием в социальном познании, особенно в конструктах «теория разума» и «эмпатия», является область когнитивных («холодных») и эмоциональных («горячих») механизмов. Хотя они часто связаны между собой, у некоторых людей или клинических групп, например, при аутизме, аффективная эмпатия, вопреки распространённому мнению, сохраняется, в то время как когнитивная эмпатия нарушена. У подростков с психопатическими чертами наблюдается противоположная картина.
Гипер- и гипосоциальное познание
Социальная когнитивная обработка информации также может характеризоваться гипо- или гиперсоциальными тенденциями (недо- и переоценкой ментальных процессов), и такие изменения в ментальных процессах могут проявляться при различных нарушениях развития нервной системы и психических расстройствах. То есть люди могут вести себя неожиданно, потому что они либо недооценивают, либо переоценивают социальное поведение людей и то, что они могут думать или во что верить. Например, человек может воспринимать дружелюбное поведение — как любовь (гиперсоциальное познание) или вообще не замечать его (гипосоциальное познание). Исследования показали, например, что люди с параноидальной шизофренией и пограничным расстройством личности чаще склонны к чрезмерной социальному познанию, в то время как люди с психозом и преимущественно негативной симптоматикой могут быть склонны к недостаточному социальному познанию.
В статье использованы материалы с сайта www.sciencedirect.com
Материал подготовил
СПЕЦИАЛИСТЫ, РАБОТАЮЩИЕ В ЭТОМ НАПРАВЛЕНИИ
Записаться на прием
Почему выбирают нас
