Трудности и ошибки в КПТ. Самосовершенствование в КПТ
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) – один из наиболее эффективных и популярных в настоящее время подходов в психотерапии. Центром внимания когнитивно-поведенческой терапии является взаимосвязь между мыслями, эмоциями и поведением. Проведено большое количество исследований, доказывающих результативность КПТ при работе с различными психологическими проблемами и психическими расстройствами.
В когнитивно-поведенческой терапии идет опора на стандартизированные протоколы, и даже начинающие специалисты способны успешно помогать с различными запросами за счет структурированности процесса. Однако психотерапевты могут сталкиваться с определенными трудностями, если имеют малое количество опыта или сталкиваются со сложными клиентскими случаями.
Для начала полезно разобрать основные ошибки, которые могут совершать когнитивно-поведенческие терапевты, и их влияние на процесс терапии:
- Первая возможная ошибка – чрезмерная директивность: жёсткое следование психологом заранее составленному плану сессии без учета эмоционального состояния клиента. Это может приводить к сопротивлению клиента и досрочному завершению терапии. Важно разрабатывать план сессии совместно с клиентом, учитывать его актуальное состояние и готовность к тем или иным психологическим интервенциям.
- Вторая возможная ошибка – игнорирование эмоций: терапевт может акцентировать внимание исключительно на когнициях и поведении, что приводит к недооценке эмоций и отсутствию эмоциональной поддержки клиента. Эмоции являются одним из ключевых компонентов когнитивной модели, так как они позволяют обнаружить и выявить основные дисфункциональные автоматические мысли и убеждения. Более того, эмоциональная поддержка необходима клиенту, пришедшему на терапию, чтобы он имел ресурс, позволяющий ему оценивать и изменять укоренившиеся убеждения и паттерны поведения.
- Недостаток структуры: отсутствие чётких целей, плана сессии у терапевта значительно снижает эффективность терапии. В когнитивно-поведенческом подходе для достижения результатов необходима структура сессий, а также постепенная и разносторонняя работа с поставленными запросами.
Специалист, работающий в когнитивно-поведенческом подходе, может сталкиваться с определенными трудностями при проведении психотерапевтической работы с клиентами. Сложные случаи могут касаться следующих моментов:
- Сопротивление: клиенты, сообщая о высокой мотивации к терапии, могут отвергать методы КПТ, не выполнять домашние задания или избегать обсуждения болезненных тем. Это часто вызвано неосознанным страхом перед изменениями, устойчивыми дисфункциональными убеждениями или негативным опытом прошлой терапии.
Возможные стратегии работы:
1) Создание прочного терапевтического альянса, проявление эмпатии и чуткости к эмоциям и мыслям клиента.
2) Исследование причин сопротивления через открытые вопросы: «Что Вас пугает в этом упражнении?», «Что может помешать Вам выполнить домашнее задание?».
3) Составление заданий совместно с клиентом, поощрение активности клиента.
3) Постепенное увеличение сложности задач, начиная с малого (например, визуализация вместо реального действия).
- Низкая мотивация: клиенты с апатией или вторичными выгодами часто не вовлекаются в процесс. Например, клиент, получающий повышенное внимание со стороны близких во время болезни, может не стремиться к выздоровлению.
Возможные стратегии работы:
1) Исследование краткосрочных и долгосрочных выгод и затрат болезни, акцентирование внимание клиента на личных причинах для изменений.
2) Работа с амбивалентностью через шкалу уверенности: «Насколько вы готовы попробовать это задание?».
3) Выявление мыслей-преград для выполнения задания и их оспаривание через сократический диалог.
- Коморбидные расстройства: сочетание нескольких расстройств усложняет выбор мишени для терапии. Работа с одним симптомом может обострить другой. Например, клиент с паническими атаками и пограничным расстройством личности реагирует на экспозицию эмоциональными срывами.
Возможные стратегии работы:
1) Приоритизация целей с фокусом на самых деструктивных симптомах (например, суицидальные мысли).
2) Добавление методов из других подходов (например, использование техник из диалектической поведенческой терапии для регуляции эмоций).
Выше перечислены самые распространенные трудности, однако их перечень намного больше, поэтому для того, чтобы успешно справляться со случаями разной сложности, важно не забывать про следующие компоненты профессионального самосовершенствования:
- Сбор обратной связи от клиентов в конце каждой сессии: «Что для вас было полезным на этой сессии?».
- Регулярное посещение супервизий и обсуждение сложных случаев с коллегами.
- Постоянное обучение (курсы, вебинары, исследования).