Установление рабочих отношений в КПТ. Первичный прием и последующие сессии
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) — один из наиболее эффективных и популярных в настоящее время подходов в психотерапии. КПТ дает результаты при работе с различными психологическими проблемами и психическими расстройствами, что подтверждено большим количеством исследований.
Основным положением КПТ является взаимосвязь между когнициями (мыслями), эмоциями и поведением человека. Мысли и убеждения человека влияют на то, что он чувствует и как себя ведет. Соответственно, в когнитивно-поведенческой терапии основное внимание уделяется выявлению когниций и убеждений, мешающих эффективно функционировать в жизни, что способствует улучшению психоэмоционального состояния и отношений с другими людьми.
Рабочие отношения в КПТ. Для достижения прогресса в терапии одним из необходимых условий является установление хороших терапевтических отношений — отношений между пациентом и терапевтом, которые складываются в процессе психотерапевтической работы. Хороший контакт позволяет пациенту быть более открытым, сохранять высокий уровень мотивации на работу и проявлять активность во время сессий. Продуктивные терапевтические отношения определяются несколькими составляющими:
- Согласованность целей терапии: терапевту и пациенту нужно определить и придерживаться общих целей и ожиданий относительно терапевтического процесса.
- Прозрачность процесса терапии: терапевту нужно объяснить методы терапии и то, как она будет проходить, чтобы пациент мог почувствовать себя более уверенно и вовлеченно.
- Эмпатия и поддержка: терапевт должен проявлять понимание и поддержку, чтобы создать безопасное и комфортное пространство для пациента.
- Сотрудничество: терапевт и пациент вместе работают над проблемами, активно участвуют в терапевтическом процессе, что способствует более глубокому пониманию и изменениям.
- Регулярная обратная связь: терапевту во время сессий важно обсуждать прогресс в терапии, чтобы своевременно корректировать цели и методы работы, если это необходимо.
Первичный диагностический прием. В КПТ большое внимание уделяется первой встрече, так как именно на ней есть возможность заложить фундамент для хорошего терапевтического контакта, подробно расспросить о проблеме пациента и разных сферах его жизнедеятельности, поставить цели и замотивировать на дальнейшую работу. Структура первичного приема включает следующие шаги:
- Установление первичного контакта: приветствие, объяснение структуры сессии и создание безопасной атмосферы.
- Формулирование правил: установление правил взаимодействия, обсуждение конфиденциальности и ее границ, а также вопросов от пациента относительно проведения сессий.
- Сбор анамнеза: уточнение жалоб и симптомов, актуального состояния, наличия психических расстройств, истории личной и социальной жизни пациента.
- Формирование первичных гипотез: предположения терапевта о возможных причинах актуальных проблем пациента.
- Обозначение психотерапевтических мишеней: совместная постановка выполнимых и контролируемых целей терапии.
- Диагностический маршрут: использование различных методов (тестов, интервью) для более глубокого понимания состояния пациента.
- Терапевтическая маршрутизация: направление ко врачам (неврологу, эндокринологу, психиатру и др.), на групповую психотерапию в случае необходимости.
- Помощь по снижению симптоматики: обучение навыкам эмоциональной регуляции, предложение простых когнитивных техник, обсуждение практических шагов для улучшения повседневной жизни.
Первая и последующие терапевтические сессии. Со второй встречи начинается активная работа с приоритетным запросом пациента. В КПТ для терапевтических сессий также существует определенная структура, которая позволяет сделать процесс более четким, прозрачным и эффективным как для терапевта, так и для пациента. Первая терапевтическая сессия содержит несколько дополнительных компонентов:
- объяснение структуры первой и последующих терапевтических встреч;
- сопоставление жалоб пациента с теми, что были представлены в процессе диагностического приема;
- психообразование: разъяснение природы расстройства, обучение когнитивной модели.
В общем виде структура последующих сессий включает в себя следующие пункты:
- Краткая оценка текущего состояния и настроения пациента (опросники, субъективный самоотчет).
- Определение повестки дня — вопросов и тем, которые будут анализироваться на данной сессии.
- Проверка домашнего задания ‐ того, что пациент смог попробовать сделать между сессиями.
- Обсуждение вопросов повестки дня, периодическое резюмирование, подведение итогов.
- Определение домашнего задания.
- Обратная связь от пациента.